Владивостокский еврейский культурно-образовательный благотворительный центр MakorimКарта сайта

Дорогие друзья, приветствуем вас на сайте Владивостокского еврейского культурно-образовательного благотворительного центра Makorim.

   
.
Недельная Глава .


Главная
Интервью
НовостиЕврейский_ВладивостокСобытия_центраДетская_страничкаФилософия_ИудаизмаИзраильСловарь_ТерминовБиблиотекаГалереяВыдающиеся_ЕвреиГостевая_КнигаАнтисемитизмИнтервьюМужские_игрыКухняСемейный_клубДневник_ПутешественникаСуеверияЕврейский_фольклорЧувство_ЮмораРазговорникО_Нас

 

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы...

1. В поисках национальной идеи.

2. Трапеза с гостями.

В поисках национальной идеи.

Если собрать сто, тысячу, миллион человек - станут ли они единым народом? Вовсе не обязательно. Число не играет роли. И полмиллиона человек способны стать народом, а сто миллионов - так и остаться толпой.
- Допустим, они стали народом. Вопрос в том- каким? Результат зависит от национальной идеи, интегрирующей отдельных людей с различными интересам в единое целое.
- Я приведу сейчас классический этнологический пример. В северной Африке обитают безобидные насекомые, похожие на кузнечиков, они щиплют себе потихоньку травку на одном месте, никого не обижают и не имеют ни малейшей склонности к путешествиям. Но время от времени, в силу различных обстоятельств эти насекомые начинают интенсивно размножаться. Когда их плотность достигает критического уровня, происходят биологические сдвиги: насекомые изменяют размеры и окраску, меняется и их поведение - они собираются в огромные стаи, и нашествие саранчи подвергает землевладельцев в ужас. Саранча преодолевает многие сотни километров и опустошает целые страны.
- Нечто подобное происходит и у леммингов.
- Совершенно верно, и у леммингов тоже. Возникает ситуация, когда "индивидуалисты" превращаются в "общество".
- Безобидные индивидуалисты - в опасное общество.
- Ну, это же не более чем аналогия. Я просто хотел продемонстрировать, что при образовании общества возникает новое качество. В данном случае - действительно опасное. Но ведь людям совершенно не обязательно превращаться в саранчу или леммингов. Я вам приведу сейчас забавный пример из нынешней израильской жизни. Резервисты у нас регулярно призываются на военные сборы. Этим людям может быть и тридцать, и сорок лет, и они, естественно сильно отличаются друг от друга. Среди них есть преподаватели, ученые, банкиры - и у каждого свой неповторимый жизненный опыт, индивидуальные способности и стремления. Но, облачившись в военную форму, почтенные отцы семейств дружно свистят вслед каждой девчонке и обмениваются грубыми шутками. Скорее всего, мало кто из них ведет себя дома подобным образом. Что с ними произошло? Какая муха их укусила? Почему бы этим взрослым образованным людям не поговорить о философии, экономике или искусстве?
Нечто подобное и в подростковых компаниях. Выйдя на улицу, подросток немедленно напяливает на себя социальную личину, зачастую заимствованную из блатного мира, - именно она интегрирует его в уличный социум. Конечно, теоретически тинейждеры могли бы поговорить о прочитанных книгах. Но их объединяет вовсе не любовь к чтению. Все они вынуждены принимать готовые правила игры, отыскивать некий интегрирующий "общий знаменатель". Разбившего в школе стекло не станут осуждать, а над тем, кто попробует читать вслух стихи, непременно начнут издеваться.
- Вы привели примеры, когда общество понижает уровень каждого своего члена. Как и в случае с саранчой, тут нет ничего позитивного.
-Верно. Но те же резервисты во время многочисленных войн показали себя с самой лучшей стороны. Объединившая их идея стимулировала мужество и стойкость. Да и компания подростков при определенных условиях вполне способна создать музыкальный ансамбль или спортивную команду.
- В России сейчас популярная общественная игра - поиск пропавшей национальной идеи, идеи, которая смогла бы интегрировать российское общество. Вчера национальная идея была, а сегодня пропала.
- Вы что же предлагаете мне принять участие в поисковых мероприятиях?
- Да ни в коем случае! Ведь, если бы вы ее, паче чаяния, отыскали, она бы тут же оказалась не русской, а еврейской. А как дела обстоят с национальной идеей в еврейском мире? Все ли в порядке или тоже надо отыскивать?
- Да уж я бы никак не сказал, что все в порядке.
- Вы имеете в виду еврейство в Израиле или в России?
- К сожалению, в обоих случаях картина не слишком утешительная. Если говорить о России, а в более широком смысле - обо всех странах бывшего СССР (ситуация в них примерно одинаковая), создается впечатление, что еврейская национальная идея здесь - это антисемитизм. Именно он главным образом интегрирует еврейство, не скрепленное никаким собственным внутренним клеем и объединенной только благодаря давлению извне.
- Но в Израиле-то этих проблем, надо полагать, нет.
- Как сказать. Израиль ведь тоже в значительной мере сплочен благодаря постоянной внешней опасности. На протяжении вот уже пятидесяти лет, то есть с самого момента создания Израиля, продолжаются неутихающие споры: что, собственно, объединяет граждан сионистского государства? Допустим, я родился в почтенном раввинском семействе выходцев из Литвы, репатриировавшихся из Ковно. И вот я встречаю еврея, в младенчестве привезенного из Марокко. Его отец был кузнецом в Касабланке. Мы оба строим единое общество. Но какое? На какой основе?
В этом-то весь вопрос. Что мы собираемся делать? В какую сторону идти? Будет ли созданное нами общество интегрировать лучшее, что есть в каждом из нас, создавая новое позитивное качество, или же, напротив, понижать уровень каждого? Над этим вопросом ломают голову в Иерусалиме, но мне кажется, несмотря на острую национальную специфику, этот вопрос во многих отношениях сходным образом стоит и в Москве.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

 

All Rights Reserved. 2002
Hosted by uCoz