В
Израиле имеется великое множество религиозных праздников. Даже неверующие
граждане принимают участие в целом ряде праздничных церемоний, некоторые
из которых "религиозные" (они основаны на библейских установлениях),
а другие "исторические" (в память о каких-либо событиях).
Израильтяне не упустят ни единой возможности что-нибудь отпраздновать.
Доказательством тому может служить знаменитая еврейская песня "Хава
нагила". За пределами Израиля она еще более популярна, чем
в нем самом. Переводится эта исполненная мудрости песня примерно
так: "Будем веселиться, будем веселиться, будем веселиться
- и будем счастливы!". Иностранцы, ведущие свои дела в Израиле,
с ужасом ждут сентября. В этом месяце отмечается еврейский Новый
год, а с ним целая череда праздников. На весь месяц приходится от
силы десять рабочих дней, и никакой бизнес в стране или за ее пределами
практически невозможен. Каждому, кто хотел бы в это время совершить
какую-либо сделку, придется услышать: "После праздников, друг
мой. Только после праздников"...
Родители волокут по улицам своих замученных детей, которых по случаю
праздника отпустили из школы, на праздничные музыкальные шоу; люди
проталкиваются через толпу в торговых центрах и на рынках в бесконечных
поисках еды, подарков и всяких прочих средств получать и доставлять
удовольствие. Залы ожидания аэропортов забиты толпами народа, желающего
куда-нибудь уехать на праздники.
В праздники у израильтян появляется возможность усадить всю семью
в машину и помчаться из города туда, куда мчатся все остальные,
- преимущественно в лагеря отдыха на побережье. Сразу по прибытии
дети несутся в воду, игнорируя требования родителей намазаться лосьоном
от солнечных ожогов, женщины следят за маленькими детьми, лежа в
тени, в то время как мужчины устанавливают неизбежный мангал. В
скором времени воздух наполняется запахом жарящегося мяса и звуками
музыки. Поев, родители отдыхают, а дети играют. По ночам родители
спят, а дети продолжают играть.
Израильские шашлыки-барбекю занимают важное место не только в отпускное
время, но - в семьях нерелигиозных израильтян - и по субботам. Хозяева
приглашают гостей и подают всевозможную еду. Разговоры вращаются
вокруг политики, спорта и местных сплетен. С наступлением вечера
гости расходятся, хозяева прибираются, моют посуду и, наконец, обессиленные,
валятся на постель, уже готовые к тому, что завтра начинается новая
рабочая неделя.
В наши дни в Израиле отмечаются и некоторые международные праздники:
в декабре на улицах появляются Санта-Клаусы, в канун Нового года
устраиваются вечеринки, в день св.Валентина влюбленные дарят друг
другу цветы. Ортодоксальные евреи возражают против внедрения иностранных
праздников, но в израиле готовы веселиться и праздновать по любому
поводу.
В центре внимания каждого израильтянина находится семья. Ожидается,
что дети будут расти в атмосфере почитания ролителей, что они будут
жить дома хотя бы до призывного возраста, что они станут докторами
или адвокатами, что они вступят в достойный брак (не помешает, если
жених или невеста еще и богаты), что они будут жить в непосредственной
близости от стареющих родителей и примутся рожать внуков, как только
кончится свадебная церемония.
Еврейская мама нянчит своих деток в возрасте от нуля до 80-ти и
настаивает на своем праве участия в любом аспекте их жизни. С появлением
мобильных телефонов положение еще больше усугубилось; теперь мамы
звонят своим 19-летним сыновьям в армию, чтобы спросить, есть ли
у них что-нибудь теплое из одежды, какие у них отношения с командиром
и можно ли привезти стопку бутербродов.
Вторая по значению ценность в израильской ценностной системе - дружба.
Особенно это относится к мужчинам, служившим в армии. Два израильтянина
могут провести вместе три года в армии, не общаться лет сорок, а
потом случайно встретиться на улице и обняться со слезами на глазах.